Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Теория психического развития пиаже

Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросс-культурный анализ — исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». Известный американский психолог Роберт Сирс 1944—1951 изучал отношения родителей и детей. Халла, он разработал собственный вариант соединения психоаналитической теории с бихевиоризмом. Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном действии он выделял действие и социальные взаимодействия. По его мнению, практика детского воспитания теория психического развития пиаже природу детского развития. Теория психического развития пиаже на результатах своих исследований, он выступает за просвещение родителей: каждый родитель, естественно, будет лучше воспитывать своих детей, если он будет больше знать: как и насколько родители понимают практику воспитания. Сирса Фазы развития Содержание изменений Рудиментарное поведение Основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве, в первые месяцы жизни Вторичные мотивационные системы Основывается на научении внутри семьи основная фаза социализации Вторичные мотивационные системы Основывается на научении вне семьи выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу Теория Баера 1966развивая традиции крупнейшего представителя бихевиоризма Скиннера, опирается на понятия «поведение» и «подкрепление». Индивидуальное развитие, согласно данной теории, включает в себя следующие этапы. Базовая стадия универсальная или инфантильная : удовлетворение биологических потребностей через первичное теория психического развития пиаже преобладание ответного, исследовательского поведения; завершается возникновением речевого поведения. Основная стадия: нарастающее освобождение от организмических ограничений уменьшенная потребность во сне, возросшая мускульная сила, ловкость теория психического развития пиаже возникновение речи, расширение круга отношений. Данная стадия делится: - на раннее детство : семейная теория психического развития пиаже, первая самостоятельность; - среднее детство : социализация в начальной школе, развитие социальных, теория психического развития пиаже и моторных умений; - юношество : гетеросексуальная социализация. Социальная стадия называемая часто культурной : взрослая жизнь: - зрелость : стабильность поведения; профессиональная, супружеская и общественная социализация продолжается до начала теория психического развития пиаже процессов ; - пожилой возраст : инволюция социальных, интеллектуальных и моторных возможностей и построение компенсирующего поведения. Когнитивные теории развития ведут начало из философии, в частности теории познания. Основная цель данного направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию, и какова их природа. Жан Пиаже 1896-1980 — основатель Женевской школы генетической психологии. В первый период творчества он открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я своих действий, мыслейанимизм одушевление мираартификализм понимание мира как созданного руками человека и др. Эгоцентризм определяет собой и особенности детской логики: синкретизм связывание всего со всем — нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т. Впоследствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации. Во втором периоде творчества Пиаже была создана концепция стадиального развития интеллекта, в которой были выделены теория психического развития пиаже главных стадии табл. При этом умственные действия рассматриваются Пиаже как продукт интериоризации первоначально внешних действий. Врожденные рефлексы — сосание, хватание и т. Они вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся теория психического развития пиаже более эффективными 1—4 месяца Моторные навыки — формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой сосательные движения при виде бутылочки с соской, схватывание этой бутылочки и т. Конкретных операций 2—11 12 лет 2—7 8 лет Предоперациональный уровень : · появление символической функции. Начало интериоризации схем действия; · интуитивное мышление, опирающееся на восприятие; · интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления 8—11 12 лет Конкретные операции: · простые операции классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие ; · с истема операций система координат, проективные понятия Формальных операций с 12 13 лет · Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика; · структура «решетки» и группа четырех трансформаций. Французский врач и психолог Валлон 1879—1962 теория психического развития пиаже важные исследования в области детского развития, результаты которых представлены в двух его главных теория психического развития пиаже «Происхождение характера» 1934 и «Происхождение мысли» 1945. Стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием Эмоциональная теория психического развития пиаже мес. Стадия характеризуется накоплением репертуара эмоций страх, гнев, радость, отвращение и т. Эмоции, выражающиеся, например, в форме улыбки или рыданий, представляют собой настоящий «предъязык», с помощью которого ребенок может повысить эффективность своих жестов, а также предвидеть реакции других людей Сенсомоторная 10—14 мес. Знаменует собой начало практического мышления. Теория психического развития пиаже закреплению связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами ребенок начинает все теория психического развития пиаже реагировать на вещи направленными на них жестами. Циркулярные формы активности когда, например, «голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу» способствуют прогрессу в узнавании звуков, а затем и слов Проективная 14 мес. Таким образом ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, которые отныне он может теория психического развития пиаже, таскать за собой, сваливать в кучу и классифицировать, относя к различным категориям. Такая независимость позволяет ребенку разнообразить свои взаимоотношения с окружающим и способствует самоутверждению индивидуума Персоналистская 3—6 лет Стадия включает три периода, характеризующихся развитием независимости ребенка и обогащением его собственного «Я». Это время развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам. В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Ребенок стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения. В 5 лет внимание, которое проявляет ребенок к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя. Однако на всем протяжении этой стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ту или иную ситуацию по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между которыми он не способен устанавливать причинно-следственные связи Учебная 6—12 14 лет Стадия, когда ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности в школе, дома, во время игр и т. Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов, которые ими управляют. Так у подростка развивается способность к рассуждению и к связыванию абстрактных понятий Лоуренс Кольберг изучал, скорее, то, каким образом люди оправдывают свои нравственные позиции. Он выделяет три уровня нравственного теория психического развития пиаже доконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный. Каждый из периодов включает в себя две стадии. Колберга представлена в табл. Суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок II «Личный интерес» Поступки также определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. Суждение выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь Конвенциональный уровень 10—13 лет III «Одобрение другими людьми» Человек, находящийся на данном уровне развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. Суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет IV «Авторитет, закон, порядок» Человек придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей. Суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными законами Постконвенциональный уровень с 13 лет V «Общественный договор и демократия» Истинная нравственность достигается только на этом уровне развития. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. Оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека VI «Универсальные принципы» Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. Поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
profkom-tgasu.ru