Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Структура социальной перцепции

Структура социальной перцепции ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ по дисциплине ДС. Воронеж 2010 Цель: сформировать представления студентов структура социальной перцепции социальной перцепции. Задачи: - выделить механизмы межличностной перцепции; - рассмотреть теории каузальной атрибуции; - проанализировать ошибки восприятия. Изучение процесса межличностной перцепции. Каузальная атрибуция, ошибки структура социальной перцепции. Изучение механизмов межличностной перцепции. Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой - с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Остановимся подробнее структура социальной перцепции их анализе. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ выражения эмоций посредством жестов. Было установлено, что учителя замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем структура социальной перцепции и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руководителями подчиненных, и наоборот. Значительно структура социальной перцепции на процесс восприятия профессия наблюдателя. Так, педагоги при оценке людей в значительной степени ориентированы на речь воспринимаемых, а, например, хореографы, спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы "запускают" определенную схему социальной перцепции. Исследования психологических свойств объекта восприятия являются попыткой ответить на вопрос: какие психологические и другие структура социальной перцепции наблюдаемого являются наиболее важными информативными для процесса его познания наблюдателем. На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению? К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого, можно отнести: выражение его лица мимикуспособы структура социальной перцепции чувств экспрессиюжесты и позы, походку, внешний вид одежду, прическуособенности голоса и речи. Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих структура социальной перцепции переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят: познание самого себя рефлексия в процессе общения; познание и понимание людьми друг друга идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация ; прогнозирование поведения партнера по общению каузальная атрибуция. Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Традиция структура социальной перцепции рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Структура социальной перцепции, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три "позиции" со стороны Генри. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически структура социальной перцепции экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса. Структура социальной перцепции сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений Данилин Термин "идентификация" выражает тот эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, структура социальной перцепции, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, - эмпатией. Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека, основанный не на рациональном осмыслении проблем структура социальной перцепции человека, а на стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - это аффективное "понимание". Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных структура социальной перцепции зрения. Люди не просто воспринимают друг друга, структура социальной перцепции формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того структура социальной перцепции иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов структура социальной перцепции различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракцию можно рассматривать также как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент Гозман, 1987когда этот "другой" оценивается преимущественно в аффективных категориях. Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений как общественных, так и межличностных. Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении. Эмпирические исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к структура социальной перцепции положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли "экологических" характеристик процесса общения близость партнеров по общению, частота встреч и т. Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных структура социальной перцепции отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации стремление быть в обществе, здесь -вместе с другом, друзьямивзаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Sympatheia - влечение, внутреннее расположение -устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей интересов субъекта. Теоретические данные не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования, посвященные аттракции немногочисленны. Каузальная атрибуция, структура социальной перцепции атрибуции. Каждый из участников взаимодействия, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не структура социальной перцепции действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. В условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации в этом случае может действовать механизм идентификации. Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания атрибуции. Таким образом, интерпретация своего и чужого поведения путем приписывания причин, мотивов, чувств и т. Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменять ее и приходится процессом приписывания. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей, а именно от степени: - уникальности или типичности поступка имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации; напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик ; - его социальной желательности или структура социальной перцепции под социально "желательным" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и поэтому сравнительно легко и однозначно объясняемое, однако, при нарушении таких норм диапазон возможных объяснений значительно расширяется. Общая схема, раскрывающая структуру процесса каузальной атрибуции, предложена На структура социальной перцепции показано, что по наблюдаемым следствиям люди делают заключения о действиях, которые привели к этим следствиям. После этого наблюдатель строит свои предположения: а о том, способен ли наблюдаемый совершить данное действие способности ; б мог ли он знать о возможных последствиях своего поведения знания. Только при условии, что на оба этих ответа наблюдатель дает положительные ответы, он приписывает наблюдаемому соответствующее намерение. Выделяются следующие структура социальной перцепции исследователей атрибуции аспекты: особенности субъекта восприятия наблюдающегохарактеристики объекта и ситуации восприятия. Интересная попытка построения теории каузальной атрибуции принадлежит Он показал, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого структура социальной перцепции. В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Структура социальной перцепции схема - это своеобразная общая концепция данного человека о возможных взаимодействиях структура социальной перцепции причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. Она строится на трех принципах: принципе обесценивания, когда роль главной причины события недооценивается, вследствие переоценки других причин; принципе усиления, когда преувеличивается роль конкретной причины в событии; принципе систематического искажения, когда существуют постоянные отклонения от правил формальной логики при объяснении причин поведения людей. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих "чужое" поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, структура социальной перцепции из каузальных схем сработает в каждом конкретном случае. В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, то есть разную степень "правильности" приписываемых причин. Для того чтобы структура социальной перцепции степень этой правильности, вводятся три категории: 1 подобия - согласия с мнением других людей; 2 различия -отличия от структура социальной перцепции других людей; 3 соответствия - постоянства действия причины во времени и пространстве. Установлены точные соотношения, при которых конкретные комбинации проявлений каждого из трех критериев должны давать личностную, стимульную или обстоятельственную атрибуцию. В одном из экспериментов был предложен особый "ключ", с которым следует каждый раз сопоставлять ответы испытуемых: если ответ совпадает с тем оптимумом, который дан в "ключе", то причина приписана правильно; если наблюдается расхождение, можно установить, какого рода "сдвиги" характерны для каждого человека в выборе преимущественно приписываемых им причин. Келли выявил, что в зависимости от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем, он может структура социальной перцепции избирать один из трех типов атрибуции: - личностную атрибуцию, когда причина приписывается лично совершающему поступок; - объектную атрибуцию, когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие; - обстоятельственную атрибуцию, когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам. Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник структура социальной перцепции в большей мере объяснять совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия "винит" в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время структура социальной перцепции наблюдатель "винит" за неудачу прежде всего самого исполнителя Общая закономерность состоит в том, что по мере значимости случившегося события испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и объектной структура социальной перцепции к личностной то есть искать причину случившегося в осознанных действиях конкретного человека. Если использовать структура социальной перцепции фигуры и фона гештальтпсихологиято процесс атрибуции можно объяснить тем, что попадает в поле зрения наблюдателя в качестве фигуры. Так, в одном эксперименте испытуемые просматривали видеозапись дачи структура социальной перцепции подозреваемым в ходе допроса. Если они видели только подозреваемого, то воспринимали признание истинным. Если в поле зрения попадал структура социальной перцепции и детектив, то испытуемые наблюдатели склонны были считать, что подозреваемого вынудили признаться. Кроме ошибок, возникающих из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен и еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках: - ложного согласия" когда "нормальной" интерпретацией считается такая, структура социальной перцепции совпадает с "моим" мнением и под него подгоняется ; - связанных с неравными возможностями ролевого поведения когда в определенных ролях "легче" проявить собственные позитивные качества, интерпретация осуществляется при помощи структура социальной перцепции к ним ; - возникающих из-за большего доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям, из-за легкости построения ложных корреляций и т. Для того, чтобы обосновать выделение именно такого типа ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предлагая описания этих схем, Келли выдвигает четыре принципа: ковариации, обесценивания, усиления и систематического искажения. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, с которой он ковариантен во времени совпадает по времени. Следует помнить, что речь идет все время не о том, какова действительная причина события, а только о том, какую причину действительно приписывает событию, поступку некий "наивный" обыденный человек. Иными словами, здесь исследуются резоны, выдвигаемые в житейской психологии. Это структура социальной перцепции демонстрируется и при анализе следующих трех принципов, названных Келли. Если причина не одна, то человек руководствуется при интерпретации: - или принципом усиления, когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она "усиливается" в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия; - или принципом обесценивания, когда при наличии конкурирующих причин одна из причин дезавуируется самим фактом наличия альтернатив; - или принципом систематического искажения, когда в специальном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуации и, напротив, переоцениваются факторы личностных характеристик. Процесс атрибуции, определяемый особенностями субъекта восприятия, проявляется и в том, что одни люди склонны, в большей мере, структура социальной перцепции процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда "сфера" приписывания значительно сокращается. Другие - воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый "простор" для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из "любимых", а другая - из "нелюбимых" детей. Хотя "любимые" в данном случае более привлекательные дети намеренно делали ошибки в исполнении задания, а "нелюбимые" выполняли структура социальной перцепции корректно, воспринимающий, тем не менее, приписывал положительные оценки "любимым", а отрицательные - "нелюбимым". Это соответствует идее Хайдера, который говорил, что структура социальной перцепции вообще свойственно рассуждать таким структура социальной перцепции "плохой человек обладает плохими чертами", "хороший человек обладает хорошими чертами" и т. Наряду с этим, в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание идее контрастных представлений, когда "плохому" человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт. Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах Двум группам студентов была показана структура социальной перцепции одного и того же человека. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости "идти до конца" в преступлении и т. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. В экспериментальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема "запускается" определенным структура социальной перцепции, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке. Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. Речь идет об "эффектах", возникающих при структура социальной перцепции людьми друг друга: эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект "ореола" "гало-эффект"эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации. Эффект проекции - свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого авторитарного типа личности и почти не обнаруживается структура социальной перцепции представителей демократического типа. Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего. Эффект логической ошибки состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии. Эффект "ореола" - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете - положительном или отрицательном. Сущность "эффекта ореола" заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" и "новизны" - тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале если воспринимается незнакомый человек или более новой информации если воспринимается старый знакомый. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для структура социальной перцепции представления о нем. В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин "социальный стереотип" был введен Липпманом в 1922 г. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при структура социальной перцепции с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Под социальным стереотипом структура социальной перцепции устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент "грубой настройки", позволяющий человеку "экономить" психологические ресурсы. Они имеют свою "разрешенную" сферу социального применения например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого структура социальной перцепции, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии "все учительницы назидательны", "все бухгалтеры - педанты" и т. Здесь проявляется тенденция "извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Структура социальной перцепции в процессе познания людьми друг друга структура социальной перцепции привести к двум различным следствиям: К определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает структура социальной перцепции процесс познания. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Одним структура социальной перцепции разновидностей стереотипов является педагогический стереотип восприятия учителем своих учеников, в основе которого лежит процесс формирования в его сознании модели идеального ученика Битянова Это такой ученик, который подтверждает собой успешную роль педагога, делая его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Существенно, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Например, в исследованиях было показано, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по структура социальной перцепции с детьми, чьи имена не принимаются педагогом. Имя может влиять структура социальной перцепции на ожидания учителя, связанные с успехами в учебе данного ребенка. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком. Этот вопрос структура социальной перцепции с решением более общей теоретико-методологической проблемы, что вообще означает "точность" восприятия социальных объектов. При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Ограниченность тестов, связана с их ограниченным репертуаром замеряемых структура социальной перцепции в них фиксируется измеряется только то, что задано экспериментатором, а не то, что есть на самом деле. Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок. Здесь, хотя спектр измеряемых параметров межличностного восприятия и больше, однако, суждения эксперта подвергаются избирательной оценке наблюдателя экспериментаторачто также не исключает элемента оценки. То же относится и к другому ряду средств, а именно к более пристальному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия. В этом случае можно установить и сделать это достаточно точнокаково соотношение характеристик воспринимающего и структура социальной перцепции восприятия. В экспериментах по межличностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов: а переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя; б ранее знакомых личностей; в отношения между собой и объектом восприятия; г ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно, по крайней мере, структура социальной перцепции, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае. Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению Соловьева, 1992. Совершенно очевидно, что исследования в области каузальной атрибуции восполняют представление о процессуальной стороне межличностного восприятия и действительно уточняют его специфику. Ряд исследователей полагает, что отличие процессов межличностного восприятия от других структура социальной перцепции процессов и состоит именно в присутствии момента причинной интерпретации объекта восприятия. Однако, несмотря на широко развернувшиеся исследования в этой области, многие ключевые вопросы остаются нерешенными. Так, не определено место каузальной атрибуции в структуре межличностного восприятия: одна точка зрения состоит в том, что процесс приписывания причин начинается после того, как возникло первое впечатление о человеке, другая - что формирование первого впечатления и процесс атрибуции совершаются одновременно, вместе вписываясь в некоторую, существующую у субъекта восприятия априорную сетку категорий. В настоящее время больше внимания стали уделять личностным характеристикам субъекта восприятия, в частности мотивам, включенным в процесс приписывания. Несколько расширен "репертуар" тех источников, из которых человек черпает набор структура социальной перцепции, которые он в состоянии структура социальной перцепции другому человеку в его поведении: ранее обычно говорилось лишь о прошлом личном опыте, теперь добавляется и механизм идентификации субъекта с объектом восприятия. Вопросы для проверки 1. Особенности рефлексии в процессе межличностного общения. Схемы, раскрывающие структуру процесса каузальной атрибуции. Процессы стереотипизации их последствия. Список основной структура социальной перцепции 1. Список дополнительной литературы 1. Практикум по управлению стрессом.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
profkom-tgasu.ru